Мостовой кран состоит из одинарной или двойной балки – моста, который передвигается по надземным рельсовым путям и каретки с лебедкой, которая перемещается по мосту. Рельсовые пути крепятся на стенах или на специальных опорах. Благодаря такой конструкции, мостовые краны не занимают рабочих площадей, обеспечивая в то же время удобные подъем и доставку груза в любую точку производственного помещения. Поэтому они практически не имеют альтернативы для осуществления погрузочно–разгрузочных работ в закрытых помещениях.
Для работы с грузами массой до 10 тонн используются обычно одно-балочные краны, то есть, их мост состоит из одной балки. Если же необходимо перемещение более тяжелых грузов, используются двух-балочные краны.
По способу крепления и перемещения мостовые краны подразделяются на подвесные и опорные. Подвесные краны подвешиваются к крановым путям снизу, в силу чего пространство вблизи стен оказывается в зоне их досягаемости. Но такие краны уступают в надежности и безопасности опорным кранам, которые крепятся и перемещаются поверх крановых путей.
Движение моста обеспечивается за счет электрического привода, впрочем, мостовой кран небольшой грузоподъемности может его не иметь, в этом случае передвижение моста осуществляется вручную.
В зависимости от характера груза мостовые краны оснащаются крюковыми, грейферными и магнитными грузозахватными устройствами. Чаще всего применяется гибкая подвеска груза, на канатах, однако на производствах, где необходима высокая точность работы крана, применяется жесткий способ подвески. В первую очередь это относится к металлургическим предприятиям.
Для усиления моста, при его слишком большой длине, используются металлические фермы, как вертикальные, так и горизонтальные.
Для обслуживания и ремонта двух-балочных опорных кранов вдоль крановых путей, а так же поверх моста, устраиваются площадки и галереи, которые обеспечивают удобный и безопасный доступ ко всем элементам и механизмам крана. Как правило, эти галереи служат и для размещения кабелей.